СЛОВАРИК
«ПРОЕКТНЫХ ТЕРМИНОВ»
• Актуальность исследования - характеристика исследовательского этапа проекта; определяется несколькими факторами: необходимостью в дополнении существующих теоретических построений, потребностями а новых данных и методах, потребностью практики. Обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать,
• Вопросы проекта - форма постановки задач, предполагающая ответы участников проектной группы для уяснения и раскрытия ими темы проекта.
• Выход проекта (продукт проектной деятельности) - разработанное участниками проекта в ходе его выполнения реальное средство решения стоящей проблемы; результат проектной деятельности.
• Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений,
• Задачи проекта - комплекс мер, необходимых для достижения цели проекта. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач,
• Защита проекта - процесс представления результатов проектной работы (с обоснованием ее эффективности, социальной значимости и т. д.) и презентации проекта, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
• Игровой (ролевой) проект - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.
• Индивидуальный (персональный) проект -проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
• Информационный проект - проект, в структуре которого акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта (см. статью "Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся", с. 22).
• Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов (см. статью "Классификация проектов
основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта. Гипотезы могут быть сформулированы в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: "Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных".
• Групповой проект - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.
• Дизайн (дизайн-спецификация) -важнейшая разновидность проектной деятельности, имеющая целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды (в частности, изготовление изделия, соединяющего в себе красоту и функциональность).
• Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной учебной четверти и более (до нескольких лет).
по доминирующей деятельности учащихся", с. 22).
• Консультант - педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проекте, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления проекта (например, по межпредметному, телекоммуникационному или международному проекту).
• Координация - способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает в качестве одного из участников, наравне с остальными.
• Краткосрочный проект - проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
• Монопроект - проект в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта)
• Оппонент - учащийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы.
• Портфолио (проектная папка) - подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над проектом.
• Практико-ориентированный проект - проект, нацеленный на решение социальной проблемы прикладного характера (см. статью "Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся", с. 22).
• Презентация проекта - процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной деятельности.
• Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация Б виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является прагматической целью проекта.
• Проект –
- Реалистичный замысел, план о желаемом будущем (проект в буквальном переводе с латинского - брошенный вперед], а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.
- Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении, В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.
• Проектирование –
- Процесс разработки проекта (в значении 1) с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.
- Возможный элемент содержания образования. Как правило, "Проектирование" является разделом образовательной области "Технология".
• Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
• Проектные ситуации (для педагога) -различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.
• Результаты проекта –
- выход проекта;
- портфолио проекта;
- педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных общеучебных умений и навыков (ОУУН) и др.
• Рецензент - учащийся или педагог (специалист), представляющий на защите проекта рецензию на подготовленный проект.
• Руководитель проекта - педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя проекта,
• Среднесрочный проект - проект продолжительностью от одной недели - до одного месяца.
• Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее разрешению, поиск необходимой информации, изготовление проектного продукта и его презентацию, оценку и анализ проведенного проекта и другие (необязательные) этапы.
• Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализации участников проектной группы (см. статью "Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся", с. 22).
• Телекоммуникационный (учебный) проект - групповой проект, выполненный при помощи средств компьютерной телекоммуникации.
• Учебный проект - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
• Целевой акт (целевая установка) - одно из названий педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910- 1920-е гг.
• Цель проекта - модель желаемого конечного результата проектной деятельности.
• Этапы проекта - основные периоды работы над проектом.
|